Известия,
22 января 2016 г.
Минюст не дал страховым полисам «периода охлаждения» 1949 просмотров
Министерство юстиции отказало в государственной регистрации указания Центробанка о введении «периода охлаждения» по страховым продуктам, то есть периода, в течение которого страхователь имеет возможность отказаться от уже заключенного договора добровольного страхования без каких-либо убытков для себя. Об этом «Известиям» рассказал источник в ЦБ, информацию подтвердили в пресс-службе Минюста. Таким образом, вступление в силу мер ЦБ по борьбе с навязыванием добровольного страхования при покупке ОСАГО или оформлении банковских кредитов откладывается на неопределенный срок.
В Минюсте не стали конкретизировать претензии к документу, заявив только, что указание ЦБ не прошло правовую и антикоррупционную экспертизы.
- По результатам проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз указание возвращено Минюстом без государственной регистрации в связи с необходимостью его доработки и корректировки отдельных положений, - отметил официальный представитель министерства.
Указание с обязательными для страховых компаний условиями добровольного страхования, содержащими в том числе «период охлаждения», ЦБ направил в Минюст на регистрацию еще в августе прошлого года, а в декабре опубликовал официальный пресс-релиз на своем сайте. Согласно документу, «период охлаждения» предполагалось установить сроком не менее пяти дней и отсчитывать со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
При отказе от договора в «период охлаждения» страховая компания будет обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик будет вправе удержать при возврате часть премии, пропорциональную прошедшему с начала действия договора сроку.
Директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук отмечал, что документ направлен на борьбу с навязанными страховками при покупке ОСАГО и получении банковских кредитов. «Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся на страховом рынке негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг», - заявлял он.
Как сообщали «Известия», только за шесть месяцев 2014 года ЦБ получил более 12 тыс. жалоб на страховые компании, из них более 9 тыс. касались нарушений, связанных с продажей полисов ОСАГО. По итогам рассмотрения жалоб регулятор выдал 417 различных предписаний, из которых 193 - требования устранить нарушения при продаже полисов ОСАГО.
В октябре Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил, что вводит добровольный «период охлаждения», внеся поправки в правила профессиональной деятельности страховщиков. Впрочем, как утверждает источник «Известий» в ЦБ несмотря на введение добровольного «периода охлаждения», жалоб на навязанные страховки стало не намного меньше - и снижение преимущественно связано с увеличением тарифов ОСАГО.
По мнению экспертов по защите прав потребителей, решение Минюста может быть связано с лоббистской деятельностью страховых компаний.
- Здесь чувствуется рука страхового лобби, - отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Очевидно, что правовых оснований для отказа в регистрации нет - возможность введения «периода охлаждения» заложена в Гражданском кодексе, а что касается антикоррупционной экспертизы - ну в самом деле, не думает же Минюст, что это автовладельцы взяли и скинулись на взятку ЦБ.
- Конечно, на решение могли повлиять страховщики. В отличие от правил профдеятельности РСА указание ЦБ обязательно к исполнению, за нарушение можно и лицензии лишиться, - соглашается глава «Финпотребсоюза» Игорь Костиков. - Но думаю, что все-таки формальные основания у Минюста для отказа были. Мне кажется, что юридически грамотнее было закрепить «период охлаждения» в законе, а не указанием Центробанка.
В страховых компаниях отрицают, что могли повлиять на Минюст. Более того, страховщики подчеркивают необходимость введения «периода охлаждения», хотя считают, что проблема теряет свою актуальность.
- Со стороны Федеральной антимонопольной службы, ЦБ и Роспотребнадзора есть претензии к страховым компаниям в части навязывания страховых услуг, - говорит первый заместитель председателя правления АО «СОГАЗ» Николай Галушин. - При этом самим страховщикам не удается убедить регулирующие органы, что по мере исправления ситуации на рынке ОСАГО в результате корректировки тарифов проблема навязывания дополнительных услуг теряет свою актуальность. В этой связи принятие указания ЦБ о «периоде охлаждения» - важная мера, которая позволит успокоить обе стороны и создать механизм защиты граждан в тех редких случаях, когда кто-то из страховщиков навязывает дополнительную страховую услугу.
- Страховое сообщество уже утвердило «период охлаждения» в отношении договоров добровольного страхования, продаваемых вместе с ОСАГО, - напоминает президент РСА и Всероссийского общества страховщиков Игорь Юргенс. - Это решение с октября 2015 года обязательно к исполнению всеми участниками рынка ОСАГО. Оно принято добровольно, порядок действия «периода охлаждения» содержится в правилах профессиональной деятельности РСА, которые согласовываются ЦБ, но не требуют регистрации в Минюсте. Таким образом, на потребителях данная ситуация никак не отразится - «период охлаждения» действует и продолжит действовать для добровольных страховок, продаваемых вместе с ОСАГО.
В Центробанке «Известия» заверили, что в ближайшее время доработают документ.
- Замечания Минюста носят исключительно юридико-технический характер, - заявили в пресс-службе регулятора. - В ближайшее время Банк России намерен их учесть и повторно направить документ на государственную регистрацию.
Впрочем, эксперты обществ защиты прав потребителей опасаются, что «технический» характер поправок может обернуться полной отменой «периода охлаждения».
- Скорее всего Минюст настоит, чтобы «период охлаждения» был добровольным, - уверен Дмитрий Янин. - В результате ничего не изменится, ведь и сейчас страховые компании вроде как должны это ввести, но пока мы не ощущаем значительного снижения числа жалоб.
Александра БАЯЗИТОВА
Вся пресса за 22 января 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Жалоба как подарок»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Все за одного

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Враг человека и коровы

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|